Челябинск располагается на геологической границе Сибири и Урала, и является одним из крупнейших промышленных городов Урала и Сибири. Основан город был в 1736 году как оборонительная крепость от нападения башкир на торговые обозы. К середине девятнадцатого столетия Челябинск становится одним из торговых центров России, но до конца века это еще небольшой город. Дальнейшему его развитию поспособствовал запуск в 1896 году Уральской горнозаводской железной дороги. Она соединила Челябинск с промышленным Екатеринбургом. Это стало причиной того, что весь грузопоток из Западной Сибири пошел через Челябинск в европейскую часть России.
В 1898 году недалеко от железнодорожной станции был построен первый в городе завод, который выпускал инструменты и инвентарь для сельского хозяйства. После этого население города стало стремительно увеличиваться, а также выросла его территория. В городе открывались различные учебные заведения, а также торговые конторы.
Промышленный рост города был особенно высок в Советский период. За первые пятилетки Челябинск стал одним из крупнейших в России центров промышленности. В 1919 году действовало всего два предприятия, однако в 1930-х годах были введены в эксплуатацию тракторный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый, абразивный и электродный заводы.
В годы войны Челябинск получил свое неофициальное имя — Танкоград. Челябинский тракторный завод был в то время объединен с двумя эвакуированными на Урал заводами — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным. Объединенные предприятия переключились на выпуск больших партий танков. При этом в 1941 году началось формирование Челябинского танкового училища, чтобы готовить командиров танков, а также военных техников и механиков-водителей. Строительство ЧТЗ началось в 1929 году. Проектное бюро для создания генерального плана завода состояло из 40 советских специалистов и 12ти американских. Официальное открытие завода состоялось 1 июня 1933 года, но уже до этого с конвеера сошел первый трактор Сталинец-60. После войны предприятие снова переквалифицировалось на создание тракторов и других сельскохозяйственных машин различных моделей.
Челябинский цинковый завод был запущен в 1935 году, а его строительство было начато еще в 1929 году. В годы войны ЧЦЗ имел большое значение. Это было единственное предприятие, производившее электролитный цинк, кадмий, индий, серную кислоту, медный купорос и другую продукцию для военных нужд. Послевоенный период был очень сложным для предприятия. Устаревшие станки, износ зданий, большая загрязненность на рабочих местах требовали модернизации. С середины 50-х годов началась серьезная реконструкция зданий и замена оборудования. В 1999-2002 годах были произведены капитальные затраты на модернизацию и расширение объектов производства ЧЦЗ. Всего было вложено более 2,5 миллиардов рублей. в 2013 году при падении знаменитого Челябинского метеорита ударной волной были разрушены часть стены и кровли складского здания. Обломки попали на лежащую рядом дорогу. Никто не пострадал, но немного упали в цене акции завода.
Строительство Челябинского трубопрокатного завода было начато в 1942 году и в этом же году ЧТПЗ выпустил первую продукцию. На сегодняшний день ЧТПЗ обладает мощностями для производства стальных труб большого количества типоразмеров. В 2010 году был открыт цех "Высота 239", который спекциализировался на изготовлении одношовных сварных труб с внутренним и наружным покрытием. Трубы, изготовленные на ЧТПЗ, были использованы при прокладке таких трубопроводов России, как "Дружба", Уренгой-Помары-Ужгород, Бухара-Урал, "Сияние Севера" и другие.
Другие предприятия Челябинска - Челябинский станкостроительный завод (Станкомаш), Челябинский электродный завод (в составе группы компаний Энергопром), предприятие Навигатор труб, и другие.